Содержание |
2022
Рост производства презервативов на 3,8% до 35,5 млн штук
Объем производства презервативов в России по итогам 2022 года составил 35,5 млн штук, увеличившись на 3,8% относительно 2021-го. Такие данные со ссылкой на статистику Росстата в начале декабря 2023 года привели аналитики AnalyticResearchGroup.
По их словам, рынок презервативов в России сильно зависит от импорта. Из материалов Минпромторга за 2022 года следует, что в России производится только седьмая часть потребляемых презервативов. В среднем, внутреннее производство в России составляет 100 млн шт. в год, импортируется до 600 млн. штук.
В 2022 году об уходе из России сообщила британская компания Reckitt, производящая презервативы под марками Durex и Contex и владевшей около 60% российского рынка. Сворачивание бизнеса Reckitt в РФ резко усилило ажиотажный рост спроса на презервативы в стране. Так, весной 2022 года резко выросли продажи лекарств и различных медицинских изделий, в том числе презервативов, поэтому сведения об уходе крупного производителя еще больше подстегнули продажи. Однако позже компания Reckitt» сообщила, что не планирует сворачивать или передавать кому-либо российский бизнес.
Эксперты считают, что проблемы с импортом не оказали заметного влияния на внутреннее производство презервативов в России.
В аналитической компании TK Solutions оценили объем выпуска презервативов в России в 35,5 млн штук по итогам 2022 года. Лидирующий федеральный округ РФ по производству презервативов – Южный ФО (94,9% производства за период с 2017 по 2022 гг.), на втором месте – Центральный ФО (5,1% производства). Крупнейшими производителями презервативов в России по итогам 2022 года названы следующие компании:
- ООО «Группа Полипластик»
- ООО «Века рус»
- ООО «Про аква»
- ООО «Техстрой"
- АО «Хемкор»
- ООО«Икапласт».[1]
Спрос на презервативы в России с начала года упал на 16%
Продажи презервативов в российских аптечных сетях в январе-июле 2022 года снизились в натуральном выражении на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го до 11,9 млн упаковок. В торговых сетях подсчитала аналитическая компания DSM Group (данные опубликованы 1 сентября 2022 года)
Падение было в каждом месяце за исключением марта — тогда на фармацевтическом рынке наблюдался ажиотажный спрос. Для презервативов, отмечают DSM Group, мартовский рост составил всего 4%, а спад в апреле спад — 30% по сравнению с 2021 годом.
Причиной снижения продаж аналитики DSM Group называют переориентацию потребителей на другие каналы продаж. Сервис Moneyplace подсчитал, что в январе-июле 2022 года на крупнейших интернет-площадках — Wildberries и Ozon — россияне приобрели в 3,4 раза презервативов больше, чем в 2021-м. Однако это не компенсирует падение аптечных продаж и не меняет тенденцию снижения популярности контрацептивов в России.
При этом вместо презервативов россияне стали чаще покупать альтернативные средства контрацепции. Так, несмотря на падение в последние три года, спрос на гормональные пероральные контрацептивы в аптеках вырос в годовом выражении на 11%, до 12 миллионов упаковок. Также на 8,5% увеличились продажи вагинальных колец, суппозиториев, внутриматочных терапевтических систем и других аналогичных товаров.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
По словам заведующего отделением амбулаторной гинекологии госпиталя на Мичуринском проспекте сети «Клиника Фомина» Дмитрия Гусева, продажи альтернативных средств контрацепции продолжат рост — по сравнению с презервативами они экономически более выгодны
Сильнее всего спрос упал на дорогие презервативы. В дешевом сегменте продажи даже выросли, говорит заместитель гендиректора сети «Советские аптеки» Михаил Терехин. На это мог повлиять и сезонный фактор, как правило, летом россияне покупают средства контрацепции реже. [2]
2021: Падение продаж на 7,2% в штуках и на 6,3% в рублях
В 2021 году в России было продано на 7,2% меньше презервативов, чем годом ранее. В выручка от их реализации также снизилась - на 6,3%, свидетельствуют данные аналитической компании DSM Group, опубликованные в январе 2022 года.
Представитель одной из российских аптечных сетей в разговоре с порталом News.ru отметил, что в первую очередь спрос упал на дорогие средства контрацепции.
В ассортименте присутствуют презервативы разных ценовых ниш — как бюджетные, так и достаточно дорогие. Вот последние приобретают всё реже и реже, поэтому мы их даже закупать стали меньше, особого смысла нет, — рассказал собеседник издания. |
По его словам, если до пандемии коронавируса COVID-19 презервативы «разлетались как горячие пирожки», то сегодня ситуация изменилась — «люди стали экономить даже на таких вещах». Эксперты считают, что падение спроса вызвано постоянно растущей стоимостью презервативов. В 2021 году средняя цена одной упаковки контрацептивов составила 288 рублей.
Социолог Сергей Таланов призвал не связывать сокращение продаж презервативов с потерей интереса к сексу. Он предположил, что тренд связан с ухудшающимся материальным положением граждан. На фоне пандемии многие россияне либо потеряли работу, либо стали зарабатывать значительно меньше.
Заведующий отделом НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора академик РАН Вадим Покровский в беседе с News.ru предположил, что экономический фактор — один из важнейших.
Даже 50 рублей за презерватив — это очень дорого для малообеспеченных граждан, особенно для молодёжи. Человек ещё подумает, что купить — пару бутылок пива или пачку презервативов, — пояснил эксперт.
Вице-президент независимой психиатрической ассоциации России, сексолог Алексей Перехов допустил, что россияне стали реже пользоваться средствами защиты.[3]
2012: Импортировано 33 млн упаковок
Объемы импортных поставок презервативов в Россию в стоимостном выражении в 2012 г. стали выше на 37%, достигнув показателя 0,06 млн. В натуральном выражении в 2012 году в Россию был импортировано 33 млн упаковок презервативов (сюда входят и 3-х штучные, и 12-ти штучные, и 10-и штучные упаковки и т.д.), что меньше на 31%, чем в предыдущем 2011 году. Если темпы прироста останутся прежними в 2013 году, то можно будет засвидетельствовать то, что объем поставок снижается, а цена за презервативы увеличивается. Однако, это может также говорить о том, что брендовая продукция (Durex, Life Styles, Contex, Vizit, Sico, Reflex, Masculan) вытесняет на рынке дешевую продукцию, объем поставок которой большой, но стоимость значительно меньше тех же Contex, Durex, Vizit и т.д.
Почти все мировое производство ведется в местах, близких к источникам материала для презервативов (латекса) — в Юго-Восточную Азию. Крупнейшие страны-производители — это Таиланд, Индия, Республика Корея, Китай. В Таиланде изготавливаются презервативы таких марок, как Durex, LifeStyles, Contex, King, в Индии — Durex и LifeStyles, в Корее — Contex.
В структуре импорта презервативов в натуральном выражении на первом месте по величине импорта в 2012 году был бренд Erotica Deluxe (31%). В 2012 году доля презервативов, выпускаемых под этим брендом, в объёме всего импорта презервативов составила 31%. На втором месте располагается продукция торговой марки Contex. Доля контрацептивов, импортируемых в Россию в 2012 году, составила 16%. На третьем месте - компания Shanghai Biomed Industrial (14%), ей принадлежит ряд брендов, ассортимент продукции которых не отличается высокой стоимостью.
В структуре импорта 42% от объёма приходится на презервативы, поставляемые Durex, в стоимостном выражении. Если не учитывать её продукцию в структуре импорта, то наибольшую долю в стоимостном выражении будет занимать продукция торговых марок Contex (30%), Luxe (8%), Viva (6%).
В России производством презервативов занимаются два предприятия –Армавирский завод резиновых изделий ('АЗРИ') и Серпуховской завод «Эластомер». Питерская фирма «Безопасный секс» и компания «Болеар Медика» занимаются дистрибуцией, однако, в сферу их деятельности входит часть производства: получая нетестированные презервативы, они осуществляют их тестирование и упаковку. По производству презервативов в стоимостном выражении отечественные производители достигли показателя в ,39 млн в 2012 году.
2011 год
Объем рынка презервативов в России в стоимостном выражении составил в 2011 г. 7,3 млн, а в 2012 году рынок увеличился на 47% и стал составлять 5,2 млн (данные DISCOVERY Research Group).